24.11.2022

Кадры будущего

Кого готовят в передовых инженерных школах

Сегодня отечественная экономика взяла курс на технологическую независимость, обеспечить которую могут кадры, способные в кратчайшие сроки создавать передовые продукты для ведущих отраслей. Речь идет прежде всего об инженерах. И чтобы решать сегодняшние вызовы, подготовка инженерных кадров требует обновления. Именно поэтому в мае этого года было принято решение создать на базе ведущих вузов нашей страны передовые инженерные школы, которые будут готовить кадры нового формата.

1екапм.png

В этих целях запущен федеральный проект "Передовые инженерные школы". Он разработан Минобрнауки России на основе одной из 42 стратегических инициатив, утвержденных председателем правительства Михаилом Мишустиным, и стал частью государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации". Проект направлен на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. На данный момент создано 30 передовых инженерных школ. В дальнейшем это количество будет увеличено до 100. Подготовка кадров будет вестись в первую очередь по самым востребованным направлениям для российской экономики: микроэлектроника, генная инженерия, генетика, искусственный интеллект, агроинженерия и другие критически важные направления.

Подход к обучению в таких школах отличается от привычного формата. В частности, в рамках школ вузы создают лаборатории, экспериментальные площадки и целые технопарки, в рамках которых студенты не просто получают теоретические знания, а работают над созданием реальных проектов и продуктов. Заказчики также реальные - ведущие отечественные высокотехнологические компании.


Например, в Московском физико-техническом институте (МФТИ) создана инженерная школа радиолокации, радионавигации и программной инженерии (РПИ), в которой готовят ведущих разработчиков и архитекторов цифровых инструментов. Разработки будут применяться в беспилотном транспорте, в космическом оборудовании, на предприятиях сотовой связи.

На базе передовой инженерной школы МФТИ функционируют научно-исследовательские лаборатории.

"С одной стороны, они (лаборатории. - Прим. ред.) выполняют роль ресурсного центра, в котором студенты могут получить доступ к необходимому оборудованию, - рассказывает директор передовой инженерной школы радиолокации, радионавигации и программной инженерии МФТИ Максим Кудров. - С другой - в этих лабораториях студенты общаются со специалистами в рамках выполнения реальных проектов - словом, погружаются в профессиональную среду. Еще одна важная особенность обучения в передовой инженерной школе РПИ - подготовка команд "под ключ". Студенты к концу обучения являются готовой командой - с отлаженным внутренним взаимодействием, погруженностью в тематику и профессиональным кругозором. С точки зрения работодателя, это большое преимущество, так как способствует быстрой интеграции сотрудников в рабочие процессы компании".

В Московском авиационном институте (МАИ) передовая инженерная школа занимается подготовкой кадров для авиакосмического сектора. Разработки, которыми занимаются студенты-инженеры, направлены на переход от пилотируемой к беспилотной авиационной технике, снижение эксплуатационных расходов воздушных судов и экологическую трансформацию промышленности.

"Мы готовим инженеров-лидеров, которые умеют не только решить инженерную задачу, но и самостоятельно сформулировать ее, собрать междисциплинарную команду единомышленников и реализовать проект в заданные сроки и при ограниченном бюджете, - отмечает руководитель передовой инженерной школы МАИ Дмитрий Кайсин. - Поэтому мы много внимания уделяем компетенциям по управлению программами и проектами создания высокотехнологичных продуктов и услуг, управлению жизненным циклом сложных инженерных систем".

В передовой инженерной школе МАИ студенты работают над реальными проектами, в реализации которых заинтересованы ведущие компании отрасли.

"Мы считаем, что в современной инженерной магистратуре около половины времени студент должен тратить на решение передовых инженерных задач", - уверен Дмитрий Кайсин.

Для ракетно-космической отрасли идет подготовка кадров в рамках передовой инженерной школы и в МГТУ им. Н. Э. Баумана.

"В рамках школы будут подготовлены специалисты в области системной инженерии ракетно-космической отрасли, - поясняет исполнительный директор передовой инженерной школы МГТУ им. Н.Э. Баумана Алексей Подчуфаров. - Их подготовка будет идти не по узкой специализации, а по широкому профилю - системной инженерии, которая объединяет в себе научно-технические задачи из разных направлений. Поэтому студенты школы - это не только вчерашние выпускники вуза, но сотрудники, которые уже работают на предприятиях ракетно-космической отрасли каждый по своему направлению и теперь готовы расширить свои знания и навыки. По большому счету выпускники школы - это будущие главные конструкторы, которые будут разрабатывать новое оборудование мирового класса".

В РХТУ им. Менделеева студенты передовой инженерной школы будут осваивать принципиально новую область - химическое машиностроение.

"Выпускники школы - это инженеры, способные сразу после окончания учебы создавать химическое оборудование и технологии, причем уникальные, - отмечает и.о. ректора РХТУ им. Менделеева Илья Воротынцев. - Это достигается за счёт особой методологии обучения с глубоким включением студенческих команд в выполнение реальных R&D-проектов".

Высокотехнологичный продукт - это не только умная начинка, но и современная оболочка. Поэтому одно из направлений, работа над которым ведется в передовой инженерной школе НИТУ МИСиС "Материаловедение, аддитивные и сквозные технологии" (ПИШ МАСТ) - это обеспечение металлургической отрасли новыми материалами.

"Деятельность школы направлена на решение задач по обеспечению совершенно конкретных проектов атомной, авиакосмической и металлургической отраслей новыми материалами", - поясняет руководитель передовой инженерной школы МАСТ НИТУ МИСиС Иван Иванов.

По словам эксперта, в школе будут готовить специалистов, которые займутся разработкой перспективных металлических, керамических и композиционных материалов и покрытий с использованием современных производственных аддитивных технологий, ионно-плазменных, ионно-лучевых и электроискровых процессов.

На базе НИТУ МИСиС будет создана "облачная" лаборатория, оснащенная отечественным ПО для инженерных расчетов и моделирования процессов, аддитивный участок, а также участки высокоточного литья и биопринтинга. Все это сформирует образовательную фабрику полного цикла, где студенты смогут пройти путь от идеи продукта до его мелкосерийного производства.

Высокотехнологичные разработки нужны не только промышленности. Отечественная медицина нуждается в них не меньше.

Со следующего учебного года в РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России в рамках передовой инженерной школы будет открыто четыре магистратуры: "Клеточная и генная инженерия", "BigData в медицине", "Генетика и геномика человека", "Медицинское приборостроение".

"Особенность программ заключается в их междисциплинарности: студентов с фундаментальным медицинским образованием мы будем учить биоинженерии, а инженеров тому, что такое живой организм с точки зрения физики, химии и математического моделирования, - поясняет декан медико-биологического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России Егор Прохорчук. - Работая вместе, в будущем выпускники передовой инженерной школы смогут создавать как медицинское оборудование, так и новые решения для диагностики, а также биоинформатические подходы к анализу медицинской информации".

В передовой инженерной школе "Интеллектуальные системы тераностики" Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова разрабатываются инженерные задачи на пересечении высоких технологий и потребностей практического здравоохранения. Для этого на базе университета создано три магистерских программы: "умные" лазеры, IT и биоматериалы. В частности, технологии умных лазерных систем позволяют кратно увеличить точность хирургического воздействия, сохранить здоровые органы и снизить риск врачебных ошибок.

"Для разработки новых продуктов мы готовим кадры, которые смогут управлять современным медицинским оборудованием, а также проектировать и создавать его, что особенно актуально сегодня в условиях санкций и потребности в импортозамещении, - отметил руководитель передовой инженерной школы "Интеллектуальные системы тераностики" Сеченовского университета Владимир Лазарев. - Медицинский инженер - это кросс-функциональный специалист, создающий новые технологии в сфере медицинской техники, способный создавать новые рынки в сфере биотехнологий, визионер и биодизайнер".

Аграрная независимость - еще одно важнейшее направление устойчивого развития отечественной экономики. Российские научные разработки в селекции позволят уйти от импортной зависимости. Именно поэтому на базе Воронежского государственного аграрного университета имени Петра I создана передовая инженерная школа, которая займется подготовкой специалистов в области селекции и генетики.

"По ряду направлений мы не готовы прямо сейчас обеспечить импортозамещение, в частности в семеноводстве, - признается проректор по цифровой трансформации Воронежского государственного аграрного университета имени Петра I Андрей Ворохобин. - Однако переход на полное обеспечение семенами отечественного происхождения - стратегическая задача. Для этого нужны соответствующие специалисты. Этим и занимается наша школа. Мы готовим кадры, которые уже в процессе обучения смогут заниматься селекцией, выводитьнеобходимые сорта семян".

Источник: https://rg.ru/2022/11/24/kadry-budushchego.html

Возврат к списку