Студентам откажут в перерасчете стоимости обучения из-за дистанционки 11.12.2020

Студентам откажут в перерасчете стоимости обучения из-за дистанционки

  После решения Минобрнауки о продлении дистанционного обучения в вузах до 6 февраля будущего года число студентов, готовых судиться по поводу снижения платы за обучение, окончательно превратившееся из очного в дистанционное, стало расти как на дрожжах. Движение приняло явственно массовый характер. Однако, судя по всему, учащиеся своего не добьются, и вузы им денег не вернут.
Недовольство студентов качеством дистанционного образования, навязанного им по прихоти коронавируса, привело к возникновению массовых индивидуальных и коллективных исков учащихся против высших учебных заведений, отказывающихся понизить стоимость обучения в связи с переходом на дистанционку.

  Официальных данных о количестве поданных исков нет. Но уже известно, что вслед за учащимися столичных вузов во главе с РАНХиГС или, скажем, МПГУ, в бой за снижение оплаты обучения двинулись регионы под предводительством студентов НовГУ. Это движение, быстро ставшее массовым, уже получило поддержку Уполномоченного по правам человека в России Татьяны Москальковой, заявившей о необходимости перерасчета прежней стоимости очного обучения в вузах в нынешнюю, за дистанционный формат обучения. Однако иной поддержки студентам, похоже, не светит.

  То, что требования студентов не поддержала Ассоциация «Глобальные университеты», вполне ожидаемо. «Затраты университетов на онлайн в три раза превышают экономию от перехода на дистант»,- заявили представители элиты отечественного высшего образования, выразив заодно «обеспокоенность обсуждением в СМИ вопросов качества реализации образовательных программ на дистанте».

   По мнению членов Ассоциации, «применение вузами дистанционных образовательных технологий полностью соответствует действующему закону «Об образовании» и не свидетельствует об одностороннем изменении ими договора об оказании образовательных услуг. При этом практика показывает, что в ряде случаев интенсивность образовательного процесса усиливается, а количество часов, которые преподаватели и студенты проводят в контакте, увеличивается». Университеты же «несут дополнительную финансовую нагрузку, решая вопросы обеспечения студентов и преподавателей техническими средствами связи и программным обеспечением. В среднем по России рост затрат университетов в весеннем семестре оказался примерно в три раза выше, чем их вынужденная экономия на помещениях и сокращении академической мобильности». Короче, перерасчета не будет, не надейтесь — таков сухой остаток.

  Так же, как оказалось, думает и глава комиссии по образованию научного совета при президиуме РАН, омбудсмен в сфере образования Амет Володарский:

- Требования перерасчета — это неправильный ход, вызванный тем, что ребята не представляют себе механизма работы вузов. Правильно было бы говорить не о перерасчете цен, а об улучшении качества дистанционного обучения! Основная часть расходов вузов приходятся на зарплаты преподавателей и обслуживание помещений. А эти статьи расходов с переходом на дистанционку никуда не делись.

Не поддержал идеи чистого сокращения стоимость обучения даже первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. Правда, в отличие от других оппонентов, с некоторыми нюансами:

- Как сказал бы царь Соломон, правы и те, и другие. Сейчас, как правило, дистанционные лекции — это обычные лекции, прочитанные в Зуме, а потому и хуже воспринимаемые. Подготовить же настоящие дистанционные лекции — вещь крайне трудоемкая: один час прочитанной лекции такого рода требует 25 часов подготовки. И никто преподавателям за это не доплачивает. В такой ситуации было бы правильно, чтобы финансовую поддержку и студентам, и преподавателям оказало государство. Как недавно сообщил президент Путин, в стабилизационном фонде России сейчас скопилось около 14 трлн руб. Эти средства, как известно, там держат на случай кризиса. Но ведь сейчас именно такая ситуация! Так что этими средствами самое время воспользоваться, - считает депутат.

Идея, конечно, хорошая. Но вот в ее реализацию верится с трудом.


Возврат к списку