Российские школы остаются верны традициям выбора учебных периодов: четверти или триместры. Этот подход позволяет адаптироваться к особенностям регионов и учитывать пожелания родителей и педагогов.
Что такое учебные периоды?
Традиционно российские школы используют два основных формата деления учебного года:
Четвертной: учебный год делится на четыре равные части (четверти). Это классический подход, знакомый многим поколениям школьников.
Триместровый: учебный год разделяется на три периода примерно равной продолжительности (триместра).

В Госдуме обсудили деление учебного года на четверти и триместры — сейчас в школах встречается и то, и другое. По мнению депутата, педагоги и директора сами должны решать, по какой системе лучше заниматься, единого графика для всей страны не нужно. Родители и дети голосуют за триместры. А в мировой практике встречается еще и смешанное обучение, и биместры или семестры, когда учатся целыми полугодиями.
О том, что кроме четвертей в школе может быть еще какое-то деление учебного года, каникулы по другим датам, отечественные родители узнали лет 7-8 назад. Тогда в отдельных школах (и чаще всего в Москве) начали вводить обучение по триместрам.
«Каникулы почти каждый месяц, жаль, только с «кружками» не совпадают», — шептались мамы. Затем по школам даже голосование устроили, какую систему выбрать: четвертную, триместровую или гибридную, когда в первое полугодие занятия идут по четвертям, а во второе — по триместрам.
Сегодня, на фоне громких разговоров о перегрузках школьниках, их дневных и прочих биоритмах, выгорании учителей, ведущая модель деления учебного года — триместровая. Это деление учебного года на три примерно равных по продолжительности отрезка, каждый из которых длится по 10–12 учебных недель.
Первый триместр: сентябрь — ноябрь, второй: декабрь — февраль, третий: март — май (а теперь еще и июнь захватывается). И в каждом триместре, и между ними — каникулярная неделя. Жаль только, если дети дружат и учатся «по разным системам», у них тогда каникулы не совпадают.

«Федеральный закон неслучайно предоставляет школам право выбора между триместрами и четвертями, это здравый подход, — рассуждает вице-спикер Госдумы Борис Чернышов. — Педагогический коллектив, исходя из специфики и возможностей школы, принимает взвешенное решение в пользу триместров или четвертей».
— Наша школа училась по четвертям до 2022 года, — рассказывает завуч одной из московских школ Лидия Леонидова. — Потом попробовали «гибрид», сейчас перешли на триместры. Учителя рады, а дети очень рады. В четвертной системе была знаменитая третья четверть, про которую шутили, что редко кто из учителей «долетает» до ее середины. Понятно, почему. Период с января до двадцатых чисел марта самый тяжелый в нашем климате, когда за долгую зиму накапливается усталость, авитаминоз... Моя дочь — тоже учительница, в юности серьезно занималась балетом. Она сравнивала третью четверть с партией Авроры в «Спящей красавице», со сценой представления феям, где солистке надо очень долго стоять в арабеске. Тяжело, долго, нога затекает, и зритель не догадывается, насколько это сложно.
Почему нельзя всех подряд перевести на триместры? Из-за «школ искусств», к примеру: все музыкальные, художественные школы работают по четвертям. И менять что-либо не собираются.
К тому же страна у нас большая, различных школ тоже много. Только в Москве около 100 школ имеют приставку спец-, и это не только языковые или «углубленного обучения». В России более 5000 только спортивных школ, а есть еще военные учебные заведения, со своим графиком, аграрные школы, школы, расположенные в приполярных областях страны, и др.
Отдельной строкой идут коррекционные или бывшие «лесные школы», таких около 1500. Учебный год в каждой из них разбит по периодам, удобным им, а для других условий специфическим.
Интересно, что в разных странах структура учебного года тоже разнится. Хотя большинство государств выбирают более щадящий график триместров: Франция, Великобритания, Япония и др. И тоже применяют смешанные, «гибридные» форматы.
Есть страны с биместрами, двумя учебными полугодиями (в России тоже была принята такая система обучения в школах до 1930-го, от которой в наследство достались итоговые первое и второе полугодия). Биместрами сейчас учатся в Германии, Италии и, частично, в Китае.
Четверти в наследство от былой советской системы обучения остались в школах Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Беларуси и др. Такое разбиение учебного года применяется в Канаде и, частично, в США.
В некоторых американских штатах и отдельных провинциях КНР школьники учатся по семестрам, как студенты в наших университетах и колледжах. Это тоже два отчетных периода в году. Первый семестр длится до середины января или февраля, а второй — до конца мая — середины июня.
Выбор системы разделения учебного года влияет на многие аспекты школьной жизни, включая организацию расписания уроков, проведение итоговых работ и подготовку к государственным экзаменам. Важно отметить, что решение о выборе конкретного режима принимается на уровне региона или даже конкретной школы, исходя из местных условий и предпочтений педагогического коллектива.
Выбор системы разделения учебного года влияет на многие аспекты школьной жизни, включая организацию расписания уроков, проведение итоговых работ и подготовку к государственным экзаменам. Важно отметить, что решение о выборе конкретного режима принимается на уровне региона или даже конкретной школы, исходя из местных условий и предпочтений педагогического коллектива.
Таким образом, сохранение возможности выбора между четвертью и триместром обеспечивает гибкость образовательной системы и способствует повышению эффективности процесса обучения.
