16.11.2021

На «лишние» контрольные в школах теперь можно жаловаться в Рособрнадзор

Несмотря на то что еще в сентябре президент поручил сократить в школах число контрольных работ, остановить запущенный маховик пока не удается. Родительские чаты разрываются от возмущения: детей продолжают заваливать проверками по всем предметам. В Рособрнадзоре решили открыть горячую линию, на которую родители смогут пожаловаться на избыток контрольных в школах.

1екпа.png

Ведомство открыло электронную горячую линию
Чтобы родителям было понятно, что считать «избыточностью», в ведомстве поясняют: рекомендуется не проводить контрольные работы на первом и последнем уроках, а также не назначать у одного класса более одной контрольной в день.
– Школам рекомендуется проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели не чаще одного раза в 2,5 недели, – также уточняют в Рособрнадзоре. – При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение предмета в параллели в текущем году.

Однако реально ли проконтролировать число «оценочных процедур» (кстати, что ими считать?) во всех школах и определить их процент в общем учебном процессе?
На сегодня реалии таковы, что до 30% всего времени в школах уходит именно на контрольные и проверочные работы. Об этом сообщил  депутат Госдумы Олег Смолин, пояснив, что исследование проводил как раз Рособрнадзор. В эти 30%, по его мнению, входит не только написание проверочных как таковое, но и их разбор и оценка.

– При этом количество учебных часов резко сокращено по ключевым предметам математического и гуманитарного профиля. Ученик не успевает осваивать материал – как его уже начинают проверять. Почему школы так поступают? Это понятно: они стараются «натаскивать» детей на ОГЭ и ЕГЭ, – пояснил Смолин.

Однако помимо проблем с усвоением материала, многочисленные проверочные несут и еще одну опасность – психологическую.
– В этом году я перешла в девятый класс, и контрольных проверочных, самостоятельных стало особенно много, – делится хорошистка Елизавета, ученица одной из престижных московских школ. – У меня нет пробелов в знаниях, темы я понимаю. Но если в прошлые годы учеба давалась морально легко, то теперь я постоянно устаю и даже не могу понять, от чего больше – от того, что нас заваливают проверочными, или потому что постоянно находимся в стрессе. И родители, и учителя твердят: «Впереди экзамен, надо усиленно готовиться».

– В прошлом году по плану мы должны были провести в год по каждому предмету 10 диктантов и 10 контрольных работ. Теперь сказали, что их должно быть меньше, – говорит Елена, учитель начальных классов одной из столичных школ. – Но в данном случае речь идет именно о контрольных, а вот проверочные и самостоятельные работы учитель пока дает на свое усмотрение – тогда, когда посчитает нужным. Да, мы, педагоги, грешны тем, что проводим их слишком часто. Бывает, в какие-то дни у ребенка по каждому предмету либо проверочная, либо самостоятельная.

Как поясняет педагог, если о предстоящей контрольной учитель обязан предупреждать детей заранее, в том числе в электронном дневнике, то самостоятельные часто проводятся незапланированно. Это может быть групповой тест, задание на решение задачек по только что пройденное теме.

– Правда, проверочная работа, в отличие от контрольной, не длится весь урок. Она может быть получасовой, пятиминутной. Оценку, полученную за проверочную, в отличие от контрольной, учитель может даже не выставлять в журнал, ведь это просто тематический срез.

Половина родителей выступила за сокращение числа контрольных работ в школе
Но вот понимают ли эту разницу дети и родители, ведь в глазах многих из них любая такая проверка – это, по сути, «контрольная»?
– Если каждая проверочная вызывает у ребенка стресс, то это либо его личностная проблема, либо учитель очень строгий и его так настраивает, либо запугивают родители, – поясняет Елена.
– С точки зрения психологии контрольная – это неплохо. Она показывает, насколько усвоен пройденный материал. Однако здесь не должно быть перекосов, – считает психолог Алиса Зотова. – Проведением избыточного числа контрольных и проверочных учителя часто упрощают себе работу. Ведь всегда легче дать ребенку письменную контрольную, чем спросить индивидуально или дать творческое задание на оценку усвоения материала.

Специалист отмечает, что для детей, которым в силу индивидуальных особенностей трудно выполнять задания письменно, или они имеют проблему с концентрацией внимания, контрольная не будет показателем: он напишет ее плохо, тогда как может прекрасно ответить на эти же вопросы устно.

– Сейчас очень много гиперактивных детей, для которых обилие контрольных – большая психологическая проблема, – замечает Зотова. – Поэтому в школе должно быть адекватное распределение разных видов проверки.

К тому же, по словам психолога, в реалиях дистанционного обучения контрольная вообще не может быть показателем знаний. Не секрет, что, выполняя контрольную или проверочную, ребенок может воспользоваться помощью родителей и интернет-ресурсов.
Помимо сокращения числа проверочных работ как таковых, в Рособрнадзоре рекомендуют школам и умерить пыл в чрезмерной к ним подготовке, а именно: «исключить ситуации замещения полноценного учебного процесса многократным выполнением однотипных заданий для подготовки к проверочным работам или иным оценочным процедурам». Обращаясь на горячую линию, родители могут сообщить и об этом.

– Я думаю, горячая линия для родителей – правильное решение. Её открытие даст ведомству дополнительную информацию о ситуации в школах и позволит разработать для них рекомендации по поводу того, какие работы проводить и сколько, – отметил Олег Смолин.

– Но, если употребляется термин «рекомендации», насколько школы будут им следовать?

– Если они идут от Рособрнадзора – будут. Исполнитель всегда ориентируется на мнение начальства.

Возврат к списку